Дискуссионная площадка Государственно-общественное управление современной школой
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Дискуссионная площадка Государственно-общественное управление современной школой

Проект формируется на базе трёх ГБОУ Фрунзенского района Санкт-Петербурга - №218, №295 и №553 и Сетевой магистерской программы РГПУ им.А.И.Герцена Государственно-общественное управление образованием


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Регламентирующие документы

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Admin


Admin

Главными документами для проекта являются:

Основной Закон нашей Родины - Конституция Российской Федерации, где регламентировано право всех граждан нашего Государства на образование:  

Статья 43. Каждый имеет право на образование. 2....[Конституция] [Глава 2] [Статья 43]

1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.


Конституция Российской Федерации



Федеральный закон "Об образовании":

ФЗ "Об образовании"


Концепция развития государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге

1. Общие положения

В Законе «Об образовании» одним из принципов государственной политики в области образования определен следующий: демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Закон предусматривает право участия в управлении образовательным учреждением обучающихся, их родителей и работников образовательного учреждения.
В стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа  2020» одним из направлений развития системы образования определено направление «Открытая Школа 2020».
Стратегическое направление «Открытая  школа»  включает потенциальные ресурсы, которые может использовать (и частично использует) система образования Санкт-Петербурга в целях реализации государственных задач и общественного запроса на развитие качества образования. Данное направление связано со следующим:
- построением новой образовательной среды с высокой интенсивностью различных форм социального и образовательного  партнерства;  
- разработкой новых технологических моделей развития образования за счет взаимодействия  с бизнесом, наукой, искусством, политикой;
- развитием форм общественного участия в управлении образованием и поддержкой общественно-педагогической инициативы.
Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации от 12.12.1993, Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральным законом 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12.02.2008 № 121 «О Концепции взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями «Общественно-государственное партнерство» на 2008-2011 годы» и Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 08.06.2010 №750 «О Плане мероприятий по модернизации общего образования, направленных на реализацию в 2011-2015 годах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Санкт-Петербурге».
Концепция призвана обеспечить расширение общественного участия в управлении образованием, рост влияния общества на качество образования и его доступность для всех слоев населения, повышение эффективности деятельности Комитета по образованию, администраций районов Санкт-Петербурга в сфере образования и образовательных учреждений, ее открытости для общественности, населения Санкт-Петербурга.
Настоящая Концепция определяет принципы, формы и механизмы взаимодействия государства и общества в целях обеспечения реализации и удовлетворения образовательных потребностей общества и его подсистем.
Реализация настоящей Концепции позволит развивать институты гражданского общества, повышать социальную активность жителей Санкт-Петербурга.

В настоящей концепции используются следующие понятия и термины:
Государственно-общественное управление образованием (ГОУО) - ответственное взаимодействие в управлении образованием, с одной стороны, различных субъектов, представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (органы государственной власти, руководители общеобразовательных учреждений), и, с другой стороны, различных субъектов, выражающих интересы в области образования гражданского общества, населения.
Общественное наблюдение - участие представителей органов государственно-общественного управления образованием образовательных учреждений, представителей профессиональной, деловой и родительской общественности, представителей общественных объединений и организаций в деятельности образовательных учреждений, Аккредитационной коллегии, аттестационных, конфликтных и иных комиссий.
Общественная экспертиза – механизм оценки или выявления проблемных зон и зон развития образовательного учреждения группой общественных экспертов.
Орган государственно-общественного управления в сфере образования  - коллегиальный орган, обеспечивающий согласованные действия исполнительных органов государственной власти, общественных и научных сообществ в решении задач по развитию системы образования Санкт-Петербурга. Деятельность органа государственно-общественного управления в сфере образования  может носить совещательный характер.

2. Проблемы и перспективы развития государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге ведется работа по формированию органов государственно-общественного управления образованием. При Комитете по образованию создан Совет по образовательной политике, который является государственно-общественным органом, обеспечивающим согласованные действия Комитета по образованию, общественных и научных сообществ в решении задач по развитию системы образования Санкт-Петербурга. Совет является постоянно действующим совещательным органом при Комитете по образованию и осуществляет свою деятельность на общественных началах. При администрациях районов Санкт-Петербурга так же созданы государственно-общественные органы по управлению образованием. Ежегодно представляются информационные (публичные) доклады о деятельности региональной образовательной системы и районных образовательных систем.
В настоящее время в образовательной системе Санкт-Петербурга функционируют:
1147 педагогических советов;
964 совета образовательных учреждений;
717 общих собраний работников трудового коллектива;
802 попечительских совета;
645 родительских комитетов;
15 благотворительных фондов.
Анализ практики деятельности действующих органов государственно-общественного управления в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга свидетельствует, что в настоящий момент большинство из них находятся в стадии становления.  К основным причинам и факторам, затрудняющим становление и развитие государственно-общественного управления образованием, относятся:
недостаточность соответствующей нормативной правовой базы, регулирующей участие общественности в управлении образованием;
недостаточная заинтересованность  представителей общественности в управлении и развитии образовательных учреждений;
авторитарность большей части руководителей образовательных учреждений;
низкий уровень правовой культуры и правосознания значительной части участников образовательного процесса.
Целью настоящей Концепции является создание условий для эффективного взаимодействия субъектов государственных, образовательных и общественных структур, обеспечивающих соблюдение интересов человека, общества и государства в сфере образования.
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
- разработка рекомендаций, необходимых для создания и функционирования органов государственно-общественного управления образованием;
- вовлечение общественности в формирование и реализацию образовательной политики Санкт-Петербурга, стратегических программ и проектов Санкт-Петербурга, районов
Санкт-Петербурга, образовательных учреждений в области образования;
- организация обучения, обеспечивающего достижение уровня правовых экономических, управленческих знаний у представителей педагогической общественности и общественных структур;
- повышение информационной открытости образовательных учреждений потребителям образовательных услуг;
- развитие частно-государственного партнерства в системе образования;
- развитие общественной экспертизы и общественного наблюдения в сфере образования.

3. Цели, принципы и задачи государственно-общественного управления образованием

Цель ГОУО – обеспечение ответственного взаимодействия в управлении образованием всех заинтересованных лиц.
Принципы ГОУО:
- законность;
- реализация и защита прав и законных интересов участников образовательного процесса;
- приоритетность для систем управления образованием качества образования и качества жизни обучающихся;
- добровольность участия общественности в государственно-общественном управлении образованием;
- охват всех уровней управления;
- сохранение разумного баланса государственной и общественной составляющих в системе государственно-общественного управления, их обязанностей, прав, полномочий и ответственности на всех уровнях управления в сфере общего образования;
- открытости и доступности информации о государственно-общественном управлении образования.
Задачи ГОУО - способствовать:
вовлечению общественности в формирование и реализацию образовательной политики;
повышению эффективности государственной политики в области образования;
удовлетворению образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательного процесса;
реализации прав работников образовательного учреждения, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образованием.

4. Формы государственно-общественного управления образованием

Органы государственно-общественного управления образованием создаются на уровне региона (при Правительстве Санкт-Петербурга, при Комитете по образованию), районов (при администрациях районов Санкт-Петербурга) и образовательных учреждений, могут создаваться как по ведомственной принадлежности, так и по межведомственному характеру.
В своей деятельности органы государственно-общественного управления образованием руководствуются общими целями, принципами и задачами государственно-общественного управления образованием, изложенными в п.3 настоящей Концепции, при реализации которых учитываются масштаб и специфика уровня управления.
Государственно-общественный орган управления образованием региона (района) обеспечивает согласованные действия Комитета по образованию (администраций районов Санкт-Петербурга), общественных, профессиональных и научных сообществ в решении задач по развитию системы образования Санкт-Петербурга (района Санкт-Петербурга). Является постоянно действующим совещательным (или коллегиальным) органом при Комитете по образованию (администрациях районов Санкт-Петербурга).
Цель деятельности государственно-общественного органа управления образованием региона (района)- консолидация общественного и научного потенциала Санкт-Петербурга для поддержки развития системы образования Санкт-Петербурга (района Санкт-Петербурга), выработки предложений для формирования стратегических направлений развития системы образования Санкт-Петербурга (района Санкт-Петербурга), а также обеспечение общественного наблюдения и осуществление общественной экспертизы в сфере образования.
На уровне региона, района, образовательного учреждения могут создаваться:
- Объединения родителей и попечителей: попечительские советы, управляющие советы, наблюдательные советы, родительские комитеты, благотворительные фонды, советы отцов, советы матерей и др.;
- Объединения работников образовательных учреждений: ассоциации, профессиональные советы, педагогические советы, советы образовательных учреждений, общие собрания работников трудового коллектива, советы руководителей образовательных учреждений и др.;
- Детские общественные объединения: ученические советы, советы старшеклассников и др.;
- Ассоциации выпускников;
- иные.
Цель деятельности государственно-общественного органа управления образованием образовательного учреждения – консолидация усилий всех заинтересованных лиц для поддержки развития образовательного учреждения, для формирования стратегических направлений развития образовательного учреждения; реализация и защита прав и законных интересов участников образовательного процесса; обеспечение открытости и доступности информации о деятельности образовательного учреждения.

5. Форматы взаимодействия участников государственно-общественного управления образованием

5.1. Конференции, собрания
Форматы взаимодействия участников государственно-общественного управления образованием - собрания, конференции участников или представителей участников образовательного процесса, собрания родителей (законных представителей) обучающихся, собрания работников образовательного учреждения, профсоюзные собрания, собрания обучающихся, собрания попечителей образовательного учреждения, совместные собрания представителей различных категорий участников образовательного процесса и иные форматы, проводимые как раздельно (по категориям участников образовательного процесса), так и совместно на уровне региона, на районном уровне, а также собрания, конференции граждан, представителей их объединений и организаций, действующих в сфере образования.
Конференции, собрания проводятся в целях:
- информирования общественности о решениях и деятельности органов управления в сфере образования;
- заслушивания и обсуждения публичного доклада о деятельности сферы образования;
- выборов органов государственно-общественного управления образованием в сфере образования, заслушивания и утверждения отчета об их деятельности;
- согласования основных управленческих решений, принимаемых в сфере образования;
- в иных целях.
5.2. Публичный доклад
Особое значение в обеспечении открытости и доступности информации о деятельности системы образования имеет публичный доклад.
Публичный доклад – аналитический публичный документ в форме периодического отчета Комитета по образованию, администрации района Санкт-Петербурга или образовательного учреждения перед обществом, обеспечивающий регулярное (не реже 1 раза в год) информирование всех заинтересованных сторон о состоянии и перспективах развития системы образования или образовательного учреждения.
Публичный доклад адресован широкому кругу читателей: представителям органов законодательной и исполнительной власти, обучающимся и/или их родителям, работникам системы образования, представителям средств массовой информации, общественным организациям и другим заинтересованным лицам.
Основными целями Публичного доклада являются:
обеспечение информационной основы для организации диалога и согласования интересов всех участников образовательного процесса, включая представителей общественности;
обеспечение прозрачности функционирования системы образования Санкт-Петербурга (районов Санкт-Петербурга) и образовательных учреждений;
информирование потребителей образовательных услуг о приоритетных направлениях развития системы образования Санкт-Петербурга (районов Санкт-Петербурга) или образовательного учреждения, планируемых мероприятиях и ожидаемых результатах деятельности.
Особенности Публичного доклада:
аналитический характер текста, предполагающий представление фактов и данных, а также их оценку и обоснование тенденций развития;
ориентация на широкий круг читателей, что определяет доступный стиль изложения и презентационный тип оформления;
регулярность предоставления Публичного доклада (не реже 1 раза в год).
5.3. Общественное наблюдение
Для проведения общественного наблюдения из числа представителей профессиональной, деловой и родительской общественности, представителей общественных объединений и организаций формируются группы общественных наблюдателей.
Объектами общественного наблюдения являются:
- процедуры итоговой аттестации учащихся;
- деятельность аттестационных, конфликтных и иных комиссий;
- конкурсные процедуры при проведении мероприятий в сфере образования;
- организация питания и медицинского обеспечения образовательного процесса.
Присутствие общественных наблюдателей на вышеуказанных процедурах может быть инициировано как образовательным учреждением, так и исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
5.4. Общественная экспертиза
Объектами общественной экспертизы являются:
- проекты нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, регламентирующие деятельность в сфере образования;
- проекты программ развития системы образования Санкт-Петербурга (районов
Санкт-Петербурга) и образовательных учреждений;
- материалы участников конкурсов профессионального мастерства по социально-значимым направлениям развития системы образования Санкт-Петербурга (районов
Санкт-Петербурга);
- материалы конкурсов образовательных программ и программ развития образовательных учреждений на получение дополнительной поддержки из бюджетов разных уровней;
- метапредметные и надпредметные олимпиады по оценке уровня образованности, компетентности, социализации  учащихся;
- материалы публичных докладов.
5.5. Электронный формат
Электронный формат взаимодействия участников государственно-общественного управления в сфере образования в сети Интернет (сайты, форумы, блоги и др.).

6. Комплексные мероприятия по реализации задач настоящей Концепции

6.1. Совершенствование организационно-правовых условий развития государственно-общественного управления образованием осуществляется за счет:
- совершенствования действующих и разработки новых нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, регулирующих взаимодействие в сфере управления образованием исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и общества;
- проведения мероприятий, направленных на внедрение передового опыта и повышение правовой культуры участников образовательного процесса, а также граждан, представителей их объединений, действующих в сфере образования;
- создания и обеспечения работы государственно-общественных органов управления образованием, действующих при исполнительных органах государственной власти
Санкт-Петербурга, с участием представителей общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций, родительской общественности;
- организации и обеспечения проведения мониторинга развития государственно-общественного управления образованием;
- разработки и реализации научно-методических и образовательных программ, направленных на повышение эффективности взаимодействия государства и общества в сфере образования;
- разработки и апробации механизмов общественной оценки качества образовательных услуг;
- создания института общественных экспертов.
6.2. Информационное обеспечение и популяризация среди жителей Санкт-Петербурга государственно-общественного управления образованием осуществляется за счет:
- анализа состояния и динамики развития государственно-общественного управления образованием в Санкт-Петербурге;
- информирования населения Санкт-Петербурга о функционировании органов государственно-общественного управления образованием;
- издания и распространения информационных бюллетеней, тематической литературы и других источников информации граждан о развитии государственно-общественного управления образованием;
- повышения информационной открытости образовательных учреждений потребителям образовательных услуг: обеспечение ежегодного представления публичных докладов, обеспечение функционирования сайтов образовательных учреждений и др.;
- организации и проведения конкурсов, направленных на выявление лучшего опыта по развитию государственно-общественного управления образованием.

7. Ожидаемые результаты реализации настоящей Концепции

Реализация настоящей Концепции позволит:
- активизировать процессы институциализации гражданского общества и его самоорганизации,
- построить новую образовательную среду с высокой интенсивностью различных форм социального и образовательного  партнерства,
- обеспечить развитие форм государственно-общественного управления образованием,
- развить механизмы общественной экспертизы,
- расширить масштабы общественного наблюдения,
- повысить эффективность взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и общества в сфере образования, -
что позитивно отразится на качестве образовательных услуг, предоставляемых жителям Санкт-Петербурга.


Положение о дискуссионной площадке


1. Дискуссионная площадка "Государственно-общественное управление современной школой"(далее–Дискуссионная площадка) формируется на базе трех ГБОУ Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга – №218, № 295 и № 553 и сетевой магистерской программы «Государственно-общественное управление образованием» кафедры педагогики Психолого-педагогического факультета РГПУ им.А.И.Герцена для обсуждения актуальных вопросов участия общества в управлении школьным образованием.

2. Основными задачами Дискуссионной площадки являются:

1) развитие системы взаимодействия школы с социальными партнерами (родителями, представителями бизнес-сообщества, общественными организациями и профессиональными объединениями, муниципальными органами управления, учреждениями профессионального и дополнительного образования и культуры и др.);
2) доведение до сведения социальных партнеров информации о деятельности указанных школ в аспекте участия общества в управлении данными образовательными организациями, а также информацию о позитивном российском опыте государственно-общественного управления школьным образованием;
3) организация просветительской и образовательной деятельности по изучению нормативно-правовой и научной базы развития государственно-общественного управления современной школой;
4) информационное и издательское обеспечение деятельности Дискуссионной площадки;
5) проведение предварительной общественно-профессиональной экспертизы образовательных и социальных проектов, предлагаемых участниками Дискуссионной площадки в период ее деятельности;

3.Дискуссионная площадка представляет собой открытую сетевую систему, в которой руководители сторон-участников объединяются в Координационный совет с равными правами. Директор ООП «Государственно-общественное управление образованием» выполняет функции научного руководителя Дискуссионной площадки.

4.Работа дискуссионной площадки строится на добровольности участия и личной заинтересованности участников в обсуждаемой теме. В работе Дискуссионной площадки могут принимать участие все заинтересованные граждане Российской Федерации, прошедшие регистрацию на сайте школ-участников. При осуществлении своей деятельности Дискуссионная площадка взаимодействует с органами управления образованием разного уровня.

5.Заседания Дискуссионной площадки могут проводиться как в режиме реального времени на базе одной из трех школ-участников, так и в режиме off-line не реже одного раза в месяц. Дискуссионный вопрос и информационные материалы будут размещены на вновь создаваемых страницах «Открытая дискуссионная площадка» на сайтах указанных школ. Для своевременного размещения материалов (не реже одного раза в месяц) и обеспечения сбора мнений и предложений участников дискуссии, функции координатора Дискуссионной площадки могут быть поручены магистранту ООП «Государственно-общественное управление образованием».

6.Подведение итогов дискуссии основывается на принципах обобщения конструктивных предложений в соответствии с общими направлениями развития государственно-общественного управления образованием в России. Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Дискуссионной площадки осуществляется персоналом школ-участников.

7. Стороны не несут никаких имущественных и финансовых обязательств по настоящему соглашению. Данное объединение открыто для вступления новых участников, разделяющих цель и задачи Дискуссионной площадки.



Правила форума

ПОЛОЖЕНИЕ О ДИСКУССИОННОЙ ПЛОЩАДКЕ

«ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛОЙ»

1. Дискуссионная площадка "Государственно-общественное управление современной школой"(далее–Дискуссионная площадка) формируется на базе трех ГБОУ Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга – №218, № 295 и № 553 и сетевой магистерской программы «Государственно-общественное управление образованием» кафедры педагогики Психолого-педагогического факультета РГПУ им.А.И.Герцена для обсуждения актуальных вопросов участия общества в управлении школьным образованием.

2. Основными задачами Дискуссионной площадки являются:

1) развитие системы взаимодействия школы с социальными партнерами (родителями, представителями бизнес-сообщества, общественными организациями и профессиональными объединениями, муниципальными органами управления, учреждениями профессионального и дополнительного образования и культуры и др.);

2) доведение до сведения социальных партнеров информации о деятельности указанных школ в аспекте участия общества в управлении данными образовательными организациями, а также информацию о позитивном российском опыте государственно-общественного управления школьным образованием;

3) организация просветительской и образовательной деятельности по изучению нормативно-правовой и научной базы развития государственно-общественного управления современной школой;

4) информационное и издательское обеспечение деятельности Дискуссионной площадки;

5) проведение предварительной общественно-профессиональной экспертизы образовательных и социальных проектов, предлагаемых участниками Дискуссионной площадки в период ее деятельности;

3.Дискуссионная площадка представляет собой открытую сетевую систему, в которой руководители сторон-участников объединяются в Координационный совет с равными правами. Директор ООП «Государственно-общественное управление образованием» выполняет функции научного руководителя Дискуссионной площадки.

4.Работа дискуссионной площадки строится на добровольности участия и личной заинтересованности участников в обсуждаемой теме. В работе Дискуссионной площадки могут принимать участие все заинтересованные граждане Российской Федерации, прошедшие регистрацию на сайте школ-участников. При осуществлении своей деятельности Дискуссионная площадка взаимодействует с органами управления образованием разного уровня.

5.Заседания Дискуссионной площадки могут проводиться как в режиме реального времени на базе одной из трех школ-участников, так и в режиме off-line не реже одного раза в месяц. Дискуссионный вопрос и информационные материалы будут размещены на вновь создаваемых страницах «Открытая дискуссионная площадка» на сайтах указанных школ. Для своевременного размещения материалов (не реже одного раза в месяц) и обеспечения сбора мнений и предложений участников дискуссии, функции координатора Дискуссионной площадки могут быть поручены магистранту ООП «Государственно-общественное управление образованием».

6.Подведение итогов дискуссии основывается на принципах обобщения конструктивных предложений в соответствии с общими направлениями развития государственно-общественного управления образованием в России. Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Дискуссионной площадки осуществляется персоналом школ-участников.

7. Стороны не несут никаких имущественных и финансовых обязательств по настоящему соглашению. Данное объединение открыто для вступления новых участников, разделяющих цель и задачи Дискуссионной площадки.

https://diskussion.mirbb.com

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения